Замечательная статья писатель Николая Головкина.
С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения, праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней», спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Для этого в храмах освящали воду. Отсюда исходит традиция Великого Водосвятия (Водоосвящения), совершаемого в православных храмах в навечерие крещенского сочельника.

18 января 2008 года, накануне праздника Крещения Господня (Богоявления), Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Большой праздник, великий праздник. В нынешнем году здесь, в Богоявленском соборе в Елохове, будет ещё более многолюдно. Собравшиеся помянут почившего Предстоятеля, который столько сделал для духовного возрождения Отечества...,

Богоявленский кафедральный собор в Елохове сыграл важную роль в жизни Матери-Церкви и нашего Отечества, стал свидетелем многих церковно-исторических событий.

В XX столетии сюда была перенесена кафедра Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), избранного в октябре 1943 года Святейшим Патриархом. И долгие годы до возрождения Храма Христа Спасителя этот собор был главным кафедральным собором в нашей стране, где регулярно совершались Патриаршие службы. Теперь это кафедральный собор Москвы.

Начиная со скорбных дней декабря 2008 года, верующие приезжают сюда издалека, чтобы поклониться не только святыням собора, но и могиле Святейшего Патриарха Алексия, который избирался здесь на Патриарший престол, а теперь покоится в Благовещенском приделе.

***

Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Димитрия Донского.

«Елох», «елоха», по словарю Даля, - это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес.

А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной».

В 1712 -1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич.

После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм.

Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот «холодный» Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам.

«Сего же 1837 года мая 21 дня, – записано в клировой ведомости, – настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному».

Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792 - 1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка.

На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулись сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.

Треть от всей затраченной на строительство суммы (200 тысяч рублей) покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов.

Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений.

На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня - будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.

***

После Октябрьского переворота храм, слава Богу, не закрыли. Собор неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Беллавин).

Он предвидел, сколько жертв будет положено на алтарь новой власти. «Опомнитесь, безумцы, – взывал Патриарх к палачам. - Прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, - не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское...».

Уже в 1917 году Всероссийский Поместный Собор решил поминать «всех исповедников и мучеников, усопших в нынешнюю лютую годину гонений». Сведения о них собирали и в 1920-е, и в страшные 1930-е годы. Собирали тайно, только чтобы сохранить память.

Лишь в конце XX века стала возможна канонизация новомучеников и исповедников Российских. За последнее десятилетие Синодальная комиссия по канонизации святых скрупулезно изучила уже тысячи дел.

В 1989 году к лику святых был причислен и Святейший Патриарх Тихон. Прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его 7 апреля 1925 года для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения – но пришла весть о внезапной кончине Патриарха.

В феврале 1935 года Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе… один из крупнейших кинотеатров Москвы.

К счастью, этому сатанинскому делу не суждено было сбыться.

После разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего Патриаршим собором, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Елоховский собор свою кафедру.

В июне 1941 года именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Сергия встать на защиту священных рубежей Отчизны.

8 сентября 1943 года на архиерейском Соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации – восшествия на Патриарший престол.

К сожалению, жить ему оставалось уже недолго. Святейший Патриарх Сергий погребен в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года. Над его могилой в 1948 году было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.

***

Главные святыни Богоявленского собора – мощи Святителя Алексия (1293 - 1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы.

После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Русской Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Святитель Алексий неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства, способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг нее всей Руси. Он заботился о духовном укреплении паствы, утверждении мира и любви в родной земле…

Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы – один из первых списков с образа Божией Матери – перенесен в собор в 1935 году, когда разрушили храм в Дорогомилове.

Во время Великой Отечественной митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании Победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с Казанским образом Пресвятой Богородицы.

Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.

Согласно храмовому преданию, протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 году привез из Иерусалима и установил в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери «Взыскание погибших», неизменно привлекающий верующих для поклонения.

***

Давно пора этому уголку старой Москвы, который подарил миру гения, присвоить название либо муниципальный район «Пушкинский», либо муниципальный район «Елохово».

А также переименовать нынешнюю станцию метро «Бауманская» в честь одной из главных святынь нашего Отечества - Богоявленского кафедрального собора. Но, увы, духовное прозрение наше – в новой России – идет долго и мучительно.

Дороги, ведущие к Богоявленскому собору (от станции метро «Бауманская» - это Бауманская и Спартаковская улицы), полны соблазнов.

Вполне буржуазными выглядят сегодня улицы, все еще продолжающие носить революционные названия. Правда, Спартаковская кое у кого теперь ассоциируется с названием «народной» футбольной команды.

А вокруг… Святыню буквально пикетируют расположенные вокруг нее шикарные магазины, казино, залы игровых автоматов, банки, бары…

В сквере рядом с храмом по-прежнему высится, оскорбляя чувства верующих, памятник «пламенному революционеру товарищу Бауману». Как и его соратники, Бауман ратовал за разрушение храмов, на что благословил их Ленин.

Но нынешнее время перещеголяло безбожное, большевистское. Памятник революционеру-террористу стал своеобразной «крышей» для расположенного за ним ресторана с разудалым названием «Разгуляй». Это питейное заведение цинично зарабатывает деньги и на своем соседстве со святыней, и на революционном идоле, и на эксплуатации исторического названия одноименной площади...

Но и в праздники, и в будни народ со всех концов России стремится сюда - к золотым куполам Елохова. Здесь люди разного возраста, разного достатка, но одной веры. Кто приходит с надеждой – уходит с благодарностью. Кто приходит с верой – уходит с любовью, с готовностью к действию. Поэтому можно быть уверенным: все дороги, которые идут из Храма, способствуют возрождению России.

19.01.2009 Николай Головкин